Главная / Статьи /

Коллекционеры карт

Коллекционеры карт городов – есть такие!

Видов коллекционирования - сотни. От почтовых марок, открыток  и вышедших из обращения бумажных денежных купюр и монет (самые массовые виды предметов, служащих коллекционным материалом!) – до флакончиков из-под духов. И где-то между ними есть вид собирательства, который наверняка близок и симпатичен тем, кто создает и выпускает карты. Это коллекционирование карт городов.Интересно, что из всех видов географических карт предметом хобби-собирательства являются именно карты городов, а не стран или регионов. Наверное, потому,  что карты стран и регионов составляют основное содержание  географических атласов – мира, континентов, России и других стран. Приобрел атлас – и в любой момент карты эти у вас в книжном шкафу. А вот где вы найдете сразу ТЫСЯЧИ карт городов? Атласов таких просто не существует. Да и не в каждой даже вполне солидной научной библиотеке есть отделы картографии.

Но если вы хотите увидеть шкафы, доверху набитые картами городов России, бывшего СССР, да и всего мира – приходите в гости к тем, кто, не будучи, как правило, профессиональными географами или картографами, коллекционирует, тем не менее, именно такие предметы. И радуется,  как и всякий коллекционер, каждому пополнению своего собрания.

Конечно, такое коллекционирование - довольно редкое хобби. Расскажем о тех, для кого оно стало частью жизни. Автор этих строк – один из таких.

Откуда пошло увлечение

Самые первые карты в моей коллекции были приобретены с практической целью – ориентирования в городах, в которые я впервые приезжал подростком и юношей (Москва, Ленинград, Харьков, Киев, Волгоград и др.) - в середине и в конце 1960-х годов. Затем стал приобретать (прежде всего в Москве, где на Кузнецком мосту имелся специализированный книжный картографический магазин «Атлас») – карты городов, в которых  ХОТЕЛ побывать.  А потом (начиная с середины 1970-х годов – когда это уже стало предметом коллекционирования) – все городские карты, которые лежали на прилавке. То есть, если не было у меня карты того или иного города – значит, мне надо было её купить. Что я и делал - иногда к удивлению продавцов.   

Для пополнения коллекции стал использовать многочисленные поездки по стране, подарки друзей, услуги «Книги – почтой», письма на картографические фабрики и в издательства с просьбой выслать карты городов обслуживаемой ими территории и т.д. Приезжая в город, где есть картографические предприятия, непременно посещал их и приобретал там в фирменном магазинчике или киоске карты не только данного города, но и других городов данного региона. Часть карт мне на этих предприятиях дарили, узнавая о моем увлечении. Карты зарубежных городов приобреталась тогда также в магазинах иностранной литературы, которые были тогда в любом большом городе.  

В 1970-е годы разными путями я стал узнавать о том, что и в других городах есть любители такого коллекционирования, в том числе и за рубежом (например, в Болгарии). Наладил с ними связи и обмен. Приезжая куда-либо, приобретал там карты не только для себя, но и для коллег по хобби, они делали то же самое. Дубликаты менял с коллегами на отсутствующие у меня карты других регионов. В результате постепенно коллекция и достигла тех солидных размеров, которые есть. А многие из коллег по хобби становились вскоре моими близкими друзьями.

Особо ценимыми мной являются карты маршрутов городского транспорта, поскольку история транспорта - это ещё одно моё хобби.

Начиная с 1990-х годов, начал, как журналист, сотрудничать на предмет участия в выпуске карт - с картографическими предприятиями моего родного города – Ростова-на-Дону. Их сейчас три – государственное Южное аэрогеодезическое предприятие (ЮАГП) – бывшая «двадцатка»,  военно-картографическая часть № 11 и частное  картографическое предприятие «Геодом».  Писал для  карт, издаваемых ЮАГП и ВКЧ, справки о городах, редактировал другие тексты, уточнял информацию о городских объектах – причем не только по Ростову-на-Дону, но и по городам Ростовской области и соседнего Краснодарского края. Участвовал как соавтор в выпуске в 1999 году – в год 250-летия Ростова-на-Дону - исторического атласа «Ростов-на-Дону: от крепости до столицы донского края». В нём впервые для широкого читателя были репродуцированы старинные карты Ростова и вошедшего позже в его черту соседнего города Нахичевани-на-Дону, созданные, начиная с 1768 года – то есть ещё со времен крепости Димитрия Ростовского. Самая первая карта Ростова-на-Дону для массового читателя вышла, кстати, в 1902 году, а карта 1913 года издания была репродуцирована для современных ростовчан военно-картографической частью № 11 и дважды выходила с моей вступительной статьей - в 1999 и 2011 годах. Являлся также консультантом при создании одной из наиболее тщательно подготовленных карт Ростова-на-Дону, выпущенной в 2009 году пятигорским издательством «Картинформ».

В качестве символического гонорара за выполненную работу получал обычно от картографических предприятий по 10 - 12 экземпляров карт каждого наименования, которые затем обменивал с коллегами по хобби на имевшиеся у них лишние карты городов других регионов. 

С 1940-х до конца 1980-х годов в нашей стране для массового читателя  выпускались не карты, а так называемые «туристские схемы» городов, в которых специально делались искажения реальных масштабов. Центр городов обычно подавался крупнее, чем окраинные районы, а микрорайоны города были развернуты друг к другу несколько иначе, чем на самом деле – с  целью исключить возможность потенциального использования городских карт военными противниками. Как в свое время, кстати, и случилось во время Великой Отечественной войны, когда города СССР бомбили с использованием довоенных, довольно точных карт, которые агенты противника просто покупали в магазинах и киосках. В первое время после войны карты большинства городов для массового читателя вообще не издавались  - например, в Ростове-на-Дону с 1939-го до 1959 года. С появлением аэрокосмической съемки искусственные искажения карт стали бессмысленными. Начиная с 1990 года, в России выпускаются точные городские карты, многие из которых уже сопоставимы по качеству с лучшими зарубежными (например, немецкими, австрийскими или венгерскими). Активно развивается современная городская картография также в Белоруссии, на Украине и в странах Прибалтики.

Другой вопрос - охват территории современными картами. В России многие небольшие города до сих пор не имеют карт для массового читателя. До малых городов у издателей руки часто не доходят, тем более что это обычно не сулит прибыли. Иногда даже говорят, что современные компьютерные карты и навигаторы скоро сделают вообще ненужными бумажные издания. Но это, уверен,  не так. Бумажная карта, особенно «классического» городского масштаба 1:10000 (то есть в 1 сантиметре – 100 метров)  позволяет чётко представить себе весь город или значительную часть его - во всяком случае, центр.  В том числе, что очень важно,  понять взаиморасположение его составных частей, в то время как компьютерная карта (особенно на мобильном устройстве или навигаторе)  подробно показывает лишь небольшой участок городской территории. Кроме того, печатная карта может порой представлять собой настоящее произведение полиграфического искусства, которое приятно взять в руки и рассматривать, получая эстетическое удовольствие.   Так что у каждого варианта есть свои плюсы и, соответственно, сторонники и поклонники.

Компьютерные технологии никогда не приведут к исчезновению бумажных карт. Конечно, тиражи традиционных карт становятся меньше. Но уверен в том, что такая продукция по-прежнему нужна и даже  необходима! Сохранились ведь поезда в эпоху авиации… А широкая автомобилизация населения отнюдь не отменила хотя и сильно изменившиеся, но по-прежнему бегающие по рельсам в городах трамваи… Каждому, как говорится, своё. Коллекционеров карт, конечно,  немного, но карты нужны по-прежнему и тем, кто просто приехал в другой город и первым делом спрашивает в вокзальном киоске именно карту этого города. Есть своя прелесть в развернутом бумажном листе с аккуратно прочерченными улицами и проспектами, с обозначенными достопримечательностями и маршрутами транспорта. И так во всем мире: по-прежнему даже в самых «продвинутых» с точки зрения современных технологий странах, прежде всего в Европе, продолжают издаваться и классические городские карты, отпечатанные на бумажном листе.

Приходится отметить, что число выпускаемых бумажных карт  в нашей стране в последние годы имеет тенденцию к уменьшению. Однако в разных регионах этот процесс протекает по-разному. Зависит это во многом от позиции руководителя картографического предприятия, работающего в том или ином регионе. Так, Новгородское аэрогеодезическое предприятие, которое вот уже сорок лет возглавляет Павел Юрьевич Бурбан, продолжает не только выпускать карты туристических центров и крупных городов, но и небольших районных центров, хотя это и не приносит предприятию прибыли. Иногда даже наоборот… Однако сотрудники предприятия поддерживают своего руководителя в том, что нельзя всё сводить только к финансовой составляющей. В итоге Новгородская область достигла уже почти полного охвата своей территории, городов и районных центров современными высококачественными атласами и картами. А этим могут похвалиться далеко не все субъекты Российской Федерации. Более того – в Великом Новгороде – городе воинской славы – регулярно выпускают очень интересные издания к юбилеям нашей великой Победы. Для военно-патриотического воспитания такие издания важны потому, что средствами картографии наглядно показано, какой трудной была Великая Отечественная война, как складывались здесь оборонительные бои, а потом и наступательные операции. Знать это интересно и нужно всем, и прежде всего - молодёжи.

Новгородское предприятие не только открыло свой собственный фирменный магазин, но и организовало в нем торговлю картами, выпущенными другими российскими и даже зарубежными профильными  предприятиями. А созданный в Великом Новгороде сайт  http://roskarty.ru/info/about/  оказался настолько удачным, что теперь освещает деятельность всей «Роскартографии». 

Можно назвать ещё целый ряд картографических предприятий, по-прежнему выпускающих высококачественную бумажную продукцию и даже расширяющие её ассортимент за счет городов, карты которых ранее для широкого читателя не издавались. Это АО «Аэрогеодезия», АО «Уралаэрогеодезия», Дальневосточное, Балтийское, Верхневолжское и Восточно-Сибирское аэрогеодезические предприятия, АО «ПО Инжгеодезия», а также ростовская военно-картографическая часть № 11, выпустившая отличные серии карт малых городов Ростовской области и Краснодарского края.          

Жаль только, что закрылся, задавленный ценами на аренду помещения в самом центре Москвы,  очень ценившийся коллекционерами и просто любителями карт магазин «Атлас» - ведь в него раньше поступали для продажи практически ВСЕ выпущенные в стране карты. Потому что в советское время была четкая централизованная система распространения книжной (в том числе и картографической) продукции. Сегодня её нет, что вряд ли правильно.  Думается, федеральным структурам, руководящим картографией в России,  надо воссоздать картографический магазин в столице – если уж не на Кузнецком мосту, то хотя бы на Волгоградском проспекте, где работает Московское АГП и где тоже был свой магазин, торгующий картами.  А покупатели, уверен, найдутся.   

Интересное исследование издательств и мест продажи картографической продукции имеется в Интернете, хотя оно уже частично устарело (для того, чтобы познакомиться с ним, надо набрать в поисковике  «Картографические магазины и издательства России и стран Прибалтики - 2010 год»). К сожалению, остались неохваченными в этом исследовании Украина и Белоруссия, имеющие очень хорошую картографию, а также Молдова, республики Закавказья и Средней Азии.

Пригодился даже старый холодильник

Хранение большой коллекции карт требует, конечно, немалого места. Нескольких закрытых отделений книжных шкафов оказалось недостаточно. Пришлось приспособить в качестве дополнительного шкафа уже недействующий холодильник, а также старинный бабушкин сундук. Стараюсь сразу же после приобретения новых карт заносить их в электронный каталог. Благодаря этому раз в год провожу уточнение масштабов коллекции. Охотно поделюсь свежей такой информацией с читателями.

Начну с России.  Примерно по 580 городам и другим населенным пунктам – есть отдельные карты, а ещё по более чем 600  – небольшие карты-врезки – в атласах, книгах, на региональных картах. Всего в коллекции имеются картографические материалы ориентировочно на 1180 городов и других населенных пунктов Российской Федерации (райцентров, поселков, в ряде случаев – даже сельских поселений,  представляющих туристический интерес – типа станиц Вёшенской и Старочеркасской в Ростовской области).

По другим странам (республикам), входившим ранее в СССР (14 стран, кроме России) в коллекции представлено 725 городов и населенных пунктов, в том числе примерно 400 - отдельными картами, а 325  – картами-врезками. В том числе (считая суммарно карты и врезки):  Украина – 285 городов,  Белоруссия – 110, республики Прибалтики – 220, Молдова – 10,  республики Закавказья – 45, республики Средней Азии – 55.  В целом по бывшему СССР в коллекции представлено  немногим более 1900 городов и населенных пунктов (поселков, крупных сел – как правило, районных центров). Для сопоставления: всего  в СССР к началу 1990-х годов было около 2200 только городов (без учёта поселков городского типа), в том числе более половины - около 1150 городов – имелось в РСФСР. После распада СССР количество вновь образованных городов было незначительным (единичные факты). Более того, были случаи «обратного» преобразования некоторых находящихся в экономическом упадке малых городов в поселки и даже в сельские поселения. Впрочем, это также были единичные факты.  

Можно считать, что в принципе коллекционировать ещё есть что! Однако, чтобы коллекционировать, надо, чтобы эти карты имелись. А вот тут проблема: по многим малым городам (включая и райцентры) карт или хотя бы врезок в атласах или в других картографических изданиях для широкого читателя не издано до сих пор. Особенно это характерно для «глубинок» России, а также для Молдовы, Таджикистана, Киргизии, Туркменистана, республик Закавказья. Значительно лучше обстоит дело в Белоруссии, в странах Прибалтики и в несколько меньшей степени – в Украине. Интересно, что Узбекистан и Казахстан постепенно выходят на достаточно высокий уровень своей картографической продукции, но охват городов картами там по-прежнему, за несколькими исключениями, низок и не идет, как правило,  дальше областных центров.   

Следует отметить, что в собранной мной коллекции имеются (по городам бывшего СССР) отдельные книги-атласы по 85 городам, а в 30 региональных атласах показаны в виде схем-врезок многие (а в ряде случаев – даже все) города данной территории. К примеру, выходили такие тщательно сделанные атласы Московской, Ленинградской, Ростовской, Новгородской областей. По ряду городов имеются по несколько атласов разных лет издания и разного уровня полиграфического исполнения.

Из представленных в коллекции на ноябрь 2020 года 90 стран всех пяти континентов (без России и стран бывшего СССР) в коллекции представлено  более 800 городов (карты и врезки - суммарно) плюс около 300 врезок городов США, Канады и Мексики – в атласе автодорог этих трёх соседних стран американского континента. Всего –  более 1100 городов.

Общее количество стран мира, представленных в коллекции (считая Россию, 14 других республик бывшего СССР, а также четыре частично признанных государственных образования, находящихся на территории бывшего Союза) составляет ныне  109.  Общее же число городов и населенных пунктов России и мира, представленных в картографической коллекции Г.Л. Беленького на ноябрь 2020 года, превысило три тысячи.

При этом реальное количество карт и врезок в коллекции примерно в два раза превышает количество представленных городов, поскольку по некоторым городам число карт может достигать нескольких десятков (разных лет издания – например, по Москве, Санкт-Петербургу, Ростову-на-Дону и др.). Всего в коллекции имеется более шести тысяч различных городских карт и схем. В каталоге коллекции отмечены по конкретным городам годы издания только самой давней и самой новой карты данного города. Абсолютно точного подсчета «единиц хранения» до сих пор мною не делалось из-за значительной трудоёмкости этого процесса, а вышеназванная цифра определена «оценочно».   

Расскажу о своих коллегах

Конечно же, не могу не рассказать, хотя бы коротко,  о своих коллегах по увлечению, благодаря которым в значительной степени пополняются наши коллекции. Ведь все мы активно помогаем друг другу. В своих многочисленных поездках непременно приобретаем новые карты – и не  только для себя, но и для друзей с таким же увлечением. А потом радуем их бандеролями с иногда ожидаемыми ими, а подчас и с неожиданными подарками. И сами радуемся, когда получаем ответные дары.   

В большинстве своем коллекционеры карт не являются профессиональными картографами. Это просто люди, для которых карта интересна уже тем, что позволяет лучше познавать мир. А иногда случается и такое, что хобби становится почти второй профессией.

Так произошло с санкт-петербургским архитектором Олегом Фёдоровичем Будановым.  Хорошо зная пригороды «северной столицы» и владея основами  картографии, Буданов создал не по заказу, а просто «для души», серию очень интересных карт Петергофа, Ломоносова, Стрельны, Кронштадта, Шлиссельбурга, Пушкина, Павловска, Колпино, Сестрорецка и ряда других городов, при этом  включив в них обширный исторический материал, взятый из старинных карт конца ХIХ - начала ХХ веков. Почувствовав, что у него, как говорится, «получается», Олег Фёдорович сделал во время своего отпуска также карты двух малых городов Нижегородской области – Выкса и Кулебаки, связанных с историей его семьи и не избалованных, прямо скажем, картографическими работами. Пешком обошел оба этих города, фиксируя на каждой улице все достопримечательности. Результат превзошел ожидания: карты были изданы и  произвели настоящий фурор. И кто теперь скажет, как раньше, что города эти – глухая провинция. Туда потянулись туристы… Ведь там есть, что смотреть. Надо только открыть, как говорится, пошире глаза, вооружившись картой.

Еще пример. Обладателем обширной (вероятно, крупнейшей в России) коллекции карт городов является доктор географических наук, старший научный сотрудник института географии Российской Академии наук  Сергей Анатольевич Тархов. К написанным им книгам об истории городского транспорта Москвы и городов Крыма Сергей Анатольевич подобрал и уникальный картографический материал, почерпнутый из архивных документов. Вот только навыков черчения у Тархова не хватало. И тут оказалось очень кстати участие в работе нашего общего друга и коллеги по увлечению, горного инженера из Луганска Б.А. Кочешкова. Заготовки, выполненные Тарховым, превратились на кульмане Бориса Алексеевича в респектабельные чертежи. Вдохновлённый успехом, Кочешков затем  сам написал книгу об истории городского транспорта Луганска и сделал для неё все необходимые схемы, показывающие трамвайные и троллейбусные маршруты его города в разные исторические периоды. Выполнены были Борисом Алексеевичем  также многочисленные схемы для написанных мной книг об истории трамвая, троллейбуса и автобуса в Ростове-на-Дону, а также для книги об истории водных путей Дона и Приазовья.

Возвращаясь к доктору наук С.А. Тархову, следует отметить, что ему не раз приходилось бывать в зарубежных деловых поездках, поскольку его знают в мире как талантливого специалиста по географии транспорта, автора многих научных исследований на эту тему. Возвращается Сергей Анатольевич из своих поездок с объёмным чемоданом, набитым картами зарубежных городов. Часть их потом пересылает друзьям.  

Активным коллекционером карт городов стал ученик С.А. Тархова, выпускник МГУ Дмитрий Мерзлов. В столицу он переехал из Новосибирска. Крепко заинтересовавшись новым хобби, Дмитрий с молодым задором стал разъезжать по городам, где действуют картографические предприятия, и привозить оттуда всё, что удавалось раздобыть. Время от времени он предпринимает такие поездки и ныне.  

Начав проявлять свои коллекционерские наклонности с филателии и отнюдь не забывая её, продолжая собирать почтовые марки, заинтересовался картами городов и волгоградский инженер-химик, подполковник в отставке Георгий Александрович Резенко. Ныне его картографическая коллекция также достигла уже  солидных размеров.

Случается, что в картографических магазинах, заметив появление покупателя-коллекционера, спрашивают у него, а знает ли он другого такого же любителя карт, который уже бывал в этом магазине раньше и просил при наличии возможностей связать его с коллегами по увлечению. Так было, когда в магазин при Новгородском аэрогеодезическом предприятии приехал московский математик Александр Скородумов.  Работающая в магазине сотрудница предприятия Анна, знающая обо мне как о собирателе карт городов, сообщила мои координаты Александру. Спустя несколько дней мы наладили связь и поняли, что наверняка будем полезны друг другу.  Интересно и то, что, в свою очередь,  теперь уже через Александра мне удалось познакомиться (пока по переписке)  с активным коллекционером из Киева, историком Станиславом Миланом. Очень неожиданным стало то, что  Станислав особенно интересуется туристическими картами городов, выпускавшимися в СССР в советское время. Теперь такие карты уже непросто раздобыть – как-никак прошло с тех пор почти тридцать лет и даже больше. А карты эти являются значимой страницей истории – как нашей общей тогда страны, так и отечественной картографии, которая прошла непростой, но очень интересный путь. Оказалось, что старые советские карты ещё можно приобрести на книжных рынках, в букинистических магазинах (в том числе и на Украине), а также  через Интернет.

Похожие интересы и у белорусского собирателя карт, журналиста республиканской газеты, минчанина Александра Будая. Надо сказать, что сегодняшняя белорусская картография является одной из лучших на просторах бывшего Советского Союза. Эта относительно небольшая, но и не маленькая страна уже приближается к полному картографированию (для широкого читателя) городов и поселков, являющихся районными центрами - во всех шести областях республики. Похвалиться подобным пока не может ни одна из республик бывшего СССР, включая Россию и Украину, хотя по качеству выходящих карт обе эти республики, как и Беларусь, лидируют (наряду с прибалтийскими странами – Латвией, Литвой и Эстонией).

Есть у собирателей российских карт коллега и в так называемом «дальнем» зарубежье. Хотя и не в таком уж «дальнем» - в Болгарии.  Пловдивский инженер Боян Вергилов уже много лет увлечен этим видом коллекционирования и обеспечил многих из нас  впечатляющей подборкой карт городов своей страны. В свою очередь Боян располагает крупнейшей в Болгарии коллекций российских и советских карт – тут уже ему помогли российские коллеги по увлечению.

Всякое коллекционирование интересно тем, что приходится порой прилагать значительные усилия для того, чтобы приобрести желаемый предмет. В данном коллекционировании трудности заключаются прежде всего в том, что, к примеру, в книжных магазинах Ростова-на-Дону вряд ли будут продаваться карты городов,  скажем, Урала или Сибири. Да и не таких уж далеких Воронежской или Курской областей – тоже. А значит, надо искать способы их найти, подчас преодолевая  для этого немалые трудности. Но именно это и позволяет потом испытать радость: еще вчера карты такого-то города у меня не было. А сегодня – есть! Вот она, лежит на  столе! И так интересно, развернув её, начать путешествовать. Если ты в городе этом ранее был - отыскивать знакомые места. А если не был – намечать маршруты будущих (быть может!) странствий. Или просто узнавать что-то новое и наверняка интересное. Ибо, как когда-то заметил Борис Кочешков, не бывает неинтересных городов. Надо просто научиться увидеть в них интересное. А карты в этом очень помогают.   

 …Бывая в Москве,  Санкт-Петербурге, да и в других городах, я очень люблю, когда ко мне обращаются прохожие с просьбой подсказать, как пройти или проехать в то или иное место. Если знаю – отвечаю сразу. А если нет – разворачиваю всегда имеющуюся в сумке или в кармане карту данного города. И, конечно же, в большинстве случаев мы вместе находим ответ на интересующий прохожего вопрос. А это значит, не напрасно потрудились картографы. Сделали полезную, нужную людям работу. Спасибо вам, друзья!

Геннадий Леонидович Беленький,

член Союза журналистов России,

коллекционер карт городов.

Ростов-на-Дону.

Электронный адрес: genbel49@mail.ru