Главная / Статьи /

Так создавались карты

Современным  потребителям навигационных услуг, оказываемых глобальными навигационными спутниковыми системами (ГНСС), также, как и современным геодезистам, пользующимся в своей деятельности ГНСС-технологиями,  следует помнить о том огромном труде и тех колоссальных ресурсах, которые вложены государством в создание этих важных инфраструктурных элементов экономики нашего государства, и в настоящее время обеспечивающих создание и использование пространственных данных в интересах развития страны и обеспечения её обороноспособности. Без этого базиса, созданного первопроходцами – геодезистами и картографами, невозможно было бы ни рождение современных спутниковых навигационных технологий, ни их полноценное использование.

Необходимость и важность картографии

Территория РФ – одна из главных составляющих ее суверенитета, основа ее существования и развития. Поэтому карта территории России на стене у Президента РФ – непременный атрибут его рабочего кабинета, символизирующий образ возглавляемого им государства, олицетворяющий его неразрывную связь с территорией страны и проживающими здесь народами.

Но карта территории нашей страны – это не только политический атрибут ее суверенитета, прежде всего – это необходимый рабочий инструмент для созидания на этой территории, для реализации различных проектов ее развития. Социально-экономическое развитие страны не может осуществляться без детального изучения ее территории в топографическом отношении, без составления ее топографических карт, наглядно, информационно насыщенно и метрически точно отражающих все объекты местности и ландшафта. Территориальное планирование; проектирование, строительство и эксплуатация жилья, дорог, мостов и др. инженерных сооружений; кадастровый учет, обеспечение прав собственности, эффективное использование земель, лесов и водных объектов; осуществление мероприятий по экологической защите и предотвращению чрезвычайных ситуаций; геологическая разведка недр и добыча полезных ископаемых; обеспечение безопасности и обороноспособности государства – вот далеко не полный перечень сфер деятельности, осуществление которых просто невозможно без геодезического обеспечения и государственных топографических карт.

Сооружению всех грандиозных объектов нашей страны и реализации глобальных проектов эпохи индустриализации – освоению целинных земель, строительству БАМ, укрощению великих рек и возведению на них гидроэлектростанций, строительству магистральных газо- и нефтепрводов, созданию космодромов и полетам в космос – предшествовал этап картографирования территории страны. Геологи – первооткрыватели недр и строители – пионеры урбанизации территорий приступали к реализации своих проектов уже имея на руках точные и детальные топографические карты этих территорий, созданные их истинными первопроходцами – геодезистами и картографами.

Однако для того, чтобы создать с чистого листа карту такого государства, как РФ, страны с самой большой территорией в мире, нужно было предпринять колоссальные усилия и решить множество организационных, технологических, производственных и научных проблем.

Карта…. Как же просто на нее смотреть и как не просто, порою мучительно трудно создавать ее!Григорий Анисимович Федосеев

В эти слова вложен глубокий смысл изнурительного труда геодезистов, топографов, картографов, географов – всех тех, кто создавал топографические карты огромнейшей территории нашего государства.

История картографо-геодезической службы

Вообще создание карт местности с помощью инструментов началось при Петре I. Указ Петра I от 9 декабря 1720 года гласил: «Учеников, которые в Санкт – Петербургской академии геодезию и географию изучили, тех послать в губернии для сочинения ландкарт». Петр назвал их российскими первопроходцами: он требовал от первопроходцев открыть тайну: «Сошлась ли Америка с Азией, и показать на карте, в каком месте какие народы кочуют и живут». Вскоре Петр издал Указ об отправке в восточные районы России 304 геодезистов для создания общей карты государства. Напутствуя посланцев, император понимал, что ремесло это крайне опасное. Он был под впечатлением гибели В.В. Атласова, который с экспедицией в 55 человек отправился создавать карты на Камчатку, где он и еще 39 человек трагически погибли.

Современная история государственной картографо-геодезической службы страны началась в марте 1919 года.

Чтобы все объекты местности перенести на карту, нужно определить их координаты. Для решения этой задачи на территории нашей страны была построена государственная геодезическая сеть (ГГС), состоящая из геодезических пунктов, координаты которых определяются с максимально возможной точностью. Именно от пунктов ГГС в процессе создания карты картографируются все остальные объекты. Такие пункты размещены равномерно по всей территории страны (1 пункт на 60 км.кв., их около 300 тыс.). Для обеспечения долговременной сохранности и стабильности геодезических пунктов в различных физико-географических и природно-климатических условиях разработаны сотни типов конструкций центров пунктов ГГС, которые могут состоять из одного или нескольких массивных бетонных монолитов, зарытых в землю на несколько метров. Для обеспечения взаимной видимости между соседними пунктами ГГС (что требовалось для выполнения геодезических наблюдений на них в процессе определения координат пунктов) над центрами строились металлические или деревянные знаки – сигналы (обычно трех- или четырехгранные пирамиды), высота которых достигала 40-50 м. Нетрудно представить, каких колоссальных усилий стоило построение геодезической сети таких гигантских размеров на территории нашей страны, ведь сооружение и наблюдение пунктов ГГС осуществлялось в любых физико-географических условиях: в тайге, в тундре и на болотах, в песках, в горах, на ледниках!

Но для создания карты недостаточно знать только координаты объектов. На карте необходимо еще и рельеф местности, показанный с помощью отметок высот и изолиний равных высот (горизонталей). Без информации о высотах по карте нельзя сделать необходимые инженерные расчеты при различных изысканиях, поскольку невозможно понять, куда течет вода в реке, где пройдет береговая линия проектируемого водохранилища, какой уклон будет у проектируемой железной, автомобильной дороги или взлетно-посадочной полосы и т.д. И для того, чтобы определить высоту того или иного объекта, в том числе для отображения его высотного положения на карте, на территории РФ построена государственная нивелирная сеть, состоящая из почти 700 тыс. реперов, равномерно расположенных по всей территории страны. Так же, как и пункты ГГС, реперы нивелирования закреплены на местности специальными геодезическими центрами, обеспечивающими их стабильность и долговременную сохранность в любых физико-географических условиях.

К началу ВОВ на всю территорию страны была создана государственная карта СССР М 1:1 млн. В это же время было завершено создание топографич. карты М 1:100 тыс. на Европейскую часть страны до реки Волги.

Но были необходимы карты самого крупного масштаба, покрывающие всю территорию страны, которые представляют собой единые по содержанию и математической основе подробные общегеографические карты, созданные на основе аэрофототопографической съемки. Такое интенсивное картографирование в масштабе 1:25 тыс. началось сразу после ВОВ. К этим работам подтолкнули некоторые неприятные случаи, связанные с недостатком точных топографических карт в период военных операций.

Еще в 1923 году выдающийся ученый в области геодезии член – корреспондент Академии наук СССР Ф.Н. Красовский говорил, что «о сплошном картографировании страны в масштабе 1:25 тыс. приходится только мечтать, ибо съемка в масштабе 1:25 тыс. мензульным способом приведет к созданию необходимой топографической основы лишь через 100-150 лет даже только для центральной части России». А в итоге эту грандиозную работу выполнили десятки тысяч специалистов полевого и камерального производства в короткие сроки (за 40 лет, с 1946 по 1985 гг.) Аналогов такой работы не имелось в мировой практике геодезических и картографических работ!

Создание карт европейской территории было закончено сравнительно быстро. А вот картографирование в малоисследованных районах Сибири, Заполярья и Дальнего Востока застопорилось. Продолжительные полевые сезоны изматывали специалистов. Десятки тысяч тружеников в сложнейших условиях, в единоборстве с природой, напрягая свои физические силы, занимались топографической съемкой, стирая неизведанные белые пятна с карты нашей страны. Некоторые не выдерживали неимоверных экспедиционных нагрузок. Оставались самые стойкие, одержимые, они продолжали работать в суровых природных условиях, проявляя истинный героизм. В эпоху активного картографирования погибло значительное количество людей. Некоторые из них получали смертельные травмы при возведении громоздких геодезических знаков, другие остались навечно в тайге, заблудившись, или попали в снежную пургу, поплатились жизнью или оказались с обмороженными пальцами, а бывало и хуже, некоторые не смогли осилить бурные реки и горные перевалы. Эпоха всеобщего картографирования унесла много человеческих жизней, но об этом в те годы умалчивалось.

Целевая государственная поддержка программы картографо-геодезических работ, а также соответствующие мировому уровню достижения отечественной геодезической науки стали основой для создания необходимых технических и инструментальных средств, развития высокопроизводительных методов аэрофототопографической съемки и высокоточных способов геодезических измерений, позволяющих осуществить масштабную задачу: в короткие по историческим меркам сроки с нуля построить на территории самой большой страны в мире государственную координатную, высотную и гравиметрическую основы для создания карт.

Именно с использованием государственной геодезической сети, государственной гравиметрической сети и государственной нивелирной сети, являющихся главной координатной, гравиметрической и высотной основой страны, картографо-геодезической службой России на территорию нашего государства в период с 40-х по 80-е гг. прошлого столетия созданы карты, обеспечивающие как нужды граждан, так и все отрасли экономики: от настенной карты страны в кабинете Президента РФ, общегеографических и контурных карт в атласе школьника до самых детальных и точных топографических карт, обеспечивающих возможность любых инженерных изысканий и строительство самых уникальных объектов. Это фундаментальный инфраструктурный базис развития экономики.

Карты, составленные в этот период, очень высокого качества и будут использоваться человечеством вечно. Поэтому картографирование страны в М1:25 тыс. является государственным достоянием, национальной гордостью и не имеет аналогов в мировой практике. Сейчас эти карты позволяют решать большинство задач государственного управления, развития экономики, обеспечения науки, обороны и безопасности страны. В настоящее время аэрогеодезическими предприятиями, входящими в государственный холдинг АО «Роскартография», более 50 тыс. номенклатурных листов государственных топографических карт М1:25 тыс. преобразовано в цифровую форму. Их обновление осуществляется в рамках ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС».

«Так создавались карты»

Для сохранения памяти об участниках этих великих работ, а также к 100 – летию государственной картографо-геодезической службы по инициативе АО «Новгород АГП» подготовлено великолепное издание: «Так создавались карты», состоящее из двух томов: http://roskarty.ru/product/kniga-v-r-yaschenko-tak-sozdavalis-karty-v-dvuh-tomah/

Автор книги – Заслуженный работник геодезии и картографии, член Союза писателей России Виктор Романович Ященко, был последним руководителем Комитета геодезии и картографии при Совете Министров СССР. Ему самому довелось поработать в разных регионах нашего государства и за рубежом – на Дальнем Востоке, в центральной Сибири, на Кавказе, на Урале и в Тюменский регионе, а также в далёкой Африке, от инженера на полевых работах, начальника партии, отряда, руководителя экспедиции и крупнейших в отрасли аэрогеодезических предприятий, до Председателя вышеуказанного Комитета Союзного Правительства. Он более пятидесяти лет отдал любимой профессии. Познавая азы профессии геодезиста, В. Р. Ященко прошёл все ступени карьерной лестницы. За эти годы ему удалось собрать огромный материал, основанный на воспоминаниях ветеранов, дневниковых записях и реальных документах.

В сборнике подобраны рассказы из ранее изданных публикаций автора. В рассказах описаны события, происходящие в экспедициях в процессе выполнения картографо-геодезических работ. Суровая реальность экспедиций, романтика походной жизни геодезистов, критические ситуации, переломные моменты, когда надежда сменяет отчаяние, а затем угасает вновь – все это вдумчивый читатель найдет на страницах книг В. Р. Ященко.

Герои книг – невымышленные люди, некоторые из них продолжают работать и в настоящее время. В рассказах повествуется, как небольшие группы геодезистов, топографов и картографов с караванами навьюченных лошадей продвигаются по таёжным дебрям, иногда по заснеженной тундре на оленьих или собачьих упряжках, но чаще пешком с тяжеленными рюкзаками, спальными мешками, инструментами. Отбиваясь от назойливых комаров и надоедливой мошкары, пробираются по лесным зарослям, топким болотам, пересекая бурные порожистые реки, карабкаясь, взбираются на неприступные обледеневшие вершины горных утёсов, выполняя геодезические измерения. Этим вечным странникам приходилось проникать в самые удалённые девственные уголки, ночуя у костра на лежанке из еловых веток, в палатке, в таинственной пещере или в юрте, установленной в бескрайних знойных степях, иногда в чуме с гостеприимными добрыми хозяевами, свыкаясь с нравами и их национальными традициями. Переживания за судьбу геодезистов и картографов захватывают с первой страницы книги.

Первопроходцы порой обнаруживали в зарослях таинственные избушки с загадочными отшельниками, зачастую это были люди с надломленными судьбами. Некоторые из них десятками лет прожили в тайге, не зная, что делается в стране. Кстати, у Лыковых до прилёта журналиста Пескова бывали наши специалисты и не один раз. На картах вертолётчиков, которые привезли журналиста на реку Большой Абакан, были нанесены избушки Лыковых ещё в пятидесятые годы. В пестроте дневниковых записей у автора значительное место уделено таёжным избушкам и тропам, которые сохраняют вековые тайны ужасов и призраков, некоторые овеяны страшными легендами.

Автор не затушёвывает трагические события, которые происходили в экспедиционных условиях, а их было значительное количество, в те годы публиковать их запрещалось. При строительстве Братской ГЭС медведь-людоед загрыз четырёх наших специалистов, происходило это в течение месяца. Подобный случай произошёл в Тюменском регионе, медведь загрыз всю бригаду. В Заполярье в конце августа погибли четыре человека от переохлаждения, а остальные остались с обмороженными пальцами рук и ног. На Шантарских островах возвышается памятник трагически погибшему начальнику партии И.В.Нагорных, а на Таймыре установлен памятник геодезисту Токареву и его бригаде.

В дневниках автора сохранилось несколько сотен фамилий людей, которые погибли при трагических обстоятельствах.

Как и многие бывалые первопроходцы, автор, путешествуя, не расставался с фотоаппаратом, поэтому многое увиденное в калейдоскопе таёжных встреч запечатлено на фотографиях, которые размещены во всех книгах.

Книга является бесценным произведением, передающим последующим поколениям работников картографо-геодезической отрасли страны опыт и память о тех событиях, когда создавалось сплошное покрытие территории страны единой геодезической сетью и современными картами. Новые поколения топографов, картографов и геодезистов, используя цифровые технологии, материалы дистанционного зондирования Земли вносят соответствующие изменения на картах. Но никакие современные технологии не исключают непосредственно полевых работ. Проходя полевыми маршрутами, современные специалисты с благодарностью используют опыт первопроходцев, ликвидировавших белые пятна на карте страны!

Связанные товары